понедельник, 30 марта 2009 г.


Духовность как ответственность. От осознания к действиям

Духовная жизнь
автор: Игумен Евмений (Перистый)
(выдержки из статьи)
Человек создан по образу и подобию Божию, но Божественный образ затемнен у него грехом. Ответственность, наряду с такими Божественными свойствами как простота, любовь, доброта, была изначально заложена Богом в естество человека. Ослушание и последовавшее грехопадение — безответственный по отношению к себе самому поступок первого человека, груз которого мы несем в веках, передавая это наследство последующим поколениям.
Без чувства ответственности невозможен и самый религиозный опыт. Вступая в сферу Божественного, человеку естественно собирать свои силы и относиться критически к своим слабостям, неумениям и неспособностям: он становится благоговеен, а потому осторожен и совестлив, может быть, даже до робости; он боится не увидеть, не постигнуть, стать помехой, исказить. Он взыскивает с себя, помнит свою малость и величие своего Предмета; и все это выражается в повышенном чувстве ответственности».
Безответственность — это отпадение от одного из свойств Божиих, от образца нравственности, преподанного нам Богом, — от нрава Христова. Вышеизложенное дает нам основание утверждать, что безответственность есть грех, состоящий в утрате чувства духовной и религиозной очевидности, в котором необходимо каяться пред Богом так же, как и во всех остальных грехах
Итак, ответственность — это добродетель, безответственность — это грех. Но что такое ответственность, и как определить безответственность? Где, в чем критерий их различения? Современный мир болен параличом безответственности, хотя это слово нередко приходится слышать из уст тех же безответственных людей. Этимология слова «ответственность» проста и ясна. Быть ответственным означает отвечать за порученное и исполненное, сполна рассчитываться за совершенное, уметь расплачиваться за пропущенное и добровольно принимать наказание за неверно выполненное, то есть отвечать за свои слова, обещания, поступки.
Ответственным будет любое поведение, которое совершается сознательно и свободно. Поэтому ответственный человек — тот, кто способен ответить за свой поступок, то есть дать объяснение тому, что он совершил. Мы называем ответственным человека, который в своих действиях учитывает не только свои ценности, но и уважает ценности других людей, кто может ответить за последствия совершаемого им.
Некоторые наши современники уверенно говорят: "Я отвечаю только перед самим собой". Однако христианин несет ответственность не только перед собой, но и перед ближними, и перед Богом. Перед Ним мы должны ответить за те решения, которые мы принимаем, за исполнение жизненного предназначения, возложенного Творцом на каждого из нас.
Хаос и неразбериха современной жизни, развал семей, общественных институтов, дискредитированные по вине «человеческого фактора» высокие идеи — все это – следствия утраты ответственности. Переставая отвечать за содеянное, человек не имеет возможности реально оценить глубину нарушений и характер необходимых исправлений. Вследствие безответственности разрушается его связь с окружающим миром и людьми, обескровливается само содержание жизни в обществе. Самое печальное, что у безответственного человека не хватает смелости и мужества осознать свою безответственность.
Вспомните вашу жизнь и огромное количество ситуаций, когда вам что-то поручалось: то ли вашим духовником, то ли начальником на работе, то ли в семье.
А, может быть, кто-то обратился к вам за помощью, или, может быть, жена попросила вас что-то купить по дороге домой... Как вы отнеслись к этим просьбам? Возможно, вы не раз слышали в ответ на свои просьбы:
— Прости, мне некогда...
– Ой, прости, я забыл!
Поиск причин, ответов на вопрос: «почему» не было исполнено то или иное порученное дело, и есть оправдание вашей безответственности.
Ответственный человек помнит памятью своего сердца человеческую нужду и всем своим существом устремлен на то, чтобы ее покрыть, чтобы послужить ближнему своем
В современной семейной жизни встреча двух людей, которые дорожат отношениями, умеют их хранить от бурь и невзгод, воистину несказанная радость! Чаще всего к созиданию семьи люди идут совершенно безответственным образом, идут через так называемый "гражданский брак": отношения между мужчиной и женщиной, в которых ни один из них не берет ответственности за последствия этих отношений. Сегодня пожили, а потом разошлись. Не понравилось — разъехались. Если же человек берет ответственность за свою жизнь, за жизнь другого, тогда не возникнет желания экспериментировать. Любовь умеет ждать, «ибо крепка, как смерть, любовь» (Песнь песней, 8, 6)
Одним из признаков безответственности является отсутствие у человека понимания необходимости отчитываться перед кем бы то ни было за свои поступки, неспособность адекватно и конструктивно реагировать на критику и замечания.
Итак, перед кем же человек несет ответственность? В первую очередь, — перед самим собой. За то, что отказался от выполнения порученного дела, от взятых на себя обязательств, за то, что преступил черту духовного закона, заповедей Божиих, оказавшись за пределами им же самим сознательно и добровольно принятых моральных, нравственных, духовных норм. Как правило, после преступления этой черты мало у кого обретается мужество, раскаявшись, вернуться обратно, «Единожды солгав, приходится лукавить, и, истину предав, приходится молчать...». Предательство — логический итог безответственности. В душевную природу человека Богом изначально вложено зерно ответственности.
Человек несет ответственность перед близкими людьми за неоказанную помощь и неуслышанные просьбы. Есть люди, которые не решаются, не дерзают, не могут в силу своей скромности (или, может быть, ложной скромности; может быть, уже имея печальный опыт обращения к нам со своими нуждами) попросить о том, в чем нуждаются. Чутки ли мы? Готовы ли мы услышать просьбы или душевные движения других?
Мы несем ответственность за то, как мы общаемся с людьми, насколько им комфортно с нами. Только любящий человек может видеть в любимом красоту Богозданного образа, вложенного в него Создателем. Многие люди нравственно, духовно и интеллектуально возрастали лишь благодаря тому, что кто-то верил в них, благодаря тому, что у них был учитель, наставник или духовник, который видел в них то, на что они потенциально способны и даровал им этот аванс веры. Многие ли, сполна использовав этот аванс, оправдали ожидания?
Очень ответственный жизненный шаг: назвать конкретного священника своим духовным отцом, назвать конкретную женщину своей женой, назвать конкретного новорожденного своей дочерью или сыном. Многие ли остаются верны своему выбору? Обстоятельства?.. Иx неверность, нечестность, непорядочность, безответственность?.. — Но как вам это помешало остаться верным, честным, порядочным, ответственным? Ведь это был ваш выбор и ваше слово.
...В минуты, когда вы читаете эти строки, огромное количество людей находятся на грани отчаяния, нуждаются в вашей помощи, хотя бы в теплом слове или, возможно, в телефонном звонке, который поддержит, выведет из состояния уныния и ощущения обреченности, ненужности и отчаяния. Возможно, вам сейчас предпочтительней насыщать себя, свой ум, свой интеллект предлагаемой информацией, "работать над собой". Вероятно, в данный момент это лучший выбор, лучшее из того, что вы можете здесь и сейчас. Может быть, у вас сейчас нет сил, чтобы помочь другим. Но смею предположить, что большинство из нас предпочитает оставаться в неведении относительно боли и проблем наших ближних и дальних, заниматься самосовершенствованием, забывая, что «Сын Человеческий пришел, чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мар. 10, 45).
Человек несет ответственность за то, что он делает и за то, что предпочитает игнорировать. Осознание значимости ответственности за свою жизнь и за свое поведение имеет огромное значение для духовной жизни.
Блаженный Августин сказал замечательные слова: «Бог стал человеком для того, чтобы человек стал богом». Уподобиться Богу — значит обрести творческое отношение к жизни и ответственность за себя, за своих близких, за жизнь, за мир, в который поместил нас Господь.

2 комментария:

  1. Не знаю, Виктория, что от меня ожидалось(кстати что?), однажды я изучал фундаментальный труд, в котором была мысль, что Сын Божий и Сын Человеческий - разные персоны, Человеческий Сын еще впереди...

    ОтветитьУдалить
  2. Рада, Владимир, что изучение фундаментальных трудов присутствует в Твоей жизни!
    Что ожидалось услышать?
    Ну,скажем так: Что-то ожидалось услышать и что-то хотелось донести. )))
    С уважением я, Вика.
    З.Ы. Очень интересный ассоциативный ряд,у Тебя, Вова выстроился:-это я о статье духовность=ответственность- и кто есть Сын Человеческий

    ОтветитьУдалить